Господство над природой
В течение длительного времени географы вместе с философами и историками вели методологическую борьбу против извращений географического детерминизма. Впоследствии наибольшую опасность — и в методологическом, и в практическом плане — стали представлять индетерминистские тенденции и нигилистические заскоки.
К сожалению, их рецидивы можно иногда встретить и в советской географической литературе (Исаченко, 1974а).
Еще Ф. Энгельс подчеркивал, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом.
Человек освобождается от влияния природы лишь в той мере, в какой он познает ее законы и учится использовать их в своей практической деятельности. Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, — писал В. И. Ленин, — есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы.
Но вместе с тем — и в этом также состоит одно из диалектических противоречий во взаимоотношениях природы и общества — именно это обстоятельство делает современное человечество более зависимым от глобальной среды в целом, от ее состояния и благополучия. Притом масштабы обмена веществ и энергии между человеком и природой через производство неуклонно расширяются.
Производство требует все новых видов ресурсов и в возрастающем количестве, не говоря уже о старых, или обычных, ресурсах, таких, как вода и кислород воздуха, запасы которых далеко не безграничны. Именно поэтому технический прогресс, например, в области транспорта, открывая бесконечные возможности перед человечеством, как это ни может показаться парадоксальным, теснее привязывает его к природе множеством новых и неожиданных ниточек.
На функционирование современного транспорта влияет во много раз больше природных факторов, чем па пешехода или всадника.
Е. К. Федоров (1964) справедливо заметил, что технический прогресс заставляет учитывать все более тонкие особенности природных процессов.