Культурные ландшафты тундры и пустыни
Даже самое интенсивное преобразование ландшафта означает лишь появление его особой модификации, или производной формы, а вовсе не создание нового ландшафта (за некоторыми возможными исключениями, о которых будет сказано в дальнейшем). Каждому типу естественных ландшафтов соответствует свой ряд, или серия, производных ландшафтов (слабо или сильно измененных, нарушенных разными способами, культурных), обязанных вмешательству человека. Культурные ландшафты тундры и пустыни, гор и равнин, зандровых низин и лёссовых возвышенностей всегда будут отличаться друг от друга; снивелировать различия между ними невозможно.
Поэтому не существует какого-либо единого эталона идеального или оптимального культурного ландшафта. Конкретные меры по оптимизации ландшафтов должны, следовательно, быть дифференцированы в строгом соответствии со спецификой самих ландшафтов, т. е. базироваться на их естественной классификации.
В связи со сказанным следует указать на антинаучный характер призывов отказаться от изучения коренных, т. е. первичных естественных, ландшафтов и заниматься только современными, т. е. измененными хозяйственной деятельностью ландшафтами.
С точки зрения А. М. Рябчикова (1972), например, бесполезно говорить сейчас о ландшафтах ковыльных степей, поскольку они распаханы, а антропогенные оазисы нельзя относить к ландшафтам пустынь, поскольку в них растут финиковые пальмы. Такой подход нанес бы большой вред ландшафтоведению, так как мы никогда не разберемся в закономерностях и никогда не сможем отделить, что в современном ландшафте принадлежит природе, а чем он обязан человеку, если не положим в основу исследования природный инвариант геосистем (Сочава, 1973).
Нельзя научиться управлять ландшафтом, не зная его естественные законы, а чтобы познать эти законы, их надо наблюдать по возможности в чистом виде, не осложненном техногенными наслоениями, подобно тому, как физические и химические процессы познаются в условиях лабораторного эксперимента.