Изменение структуры промышленного производства
В США за 25 лет производство хлора увеличилось в 7 раз, а ртути — в 40 раз (Коммонэр, 1974). Производство синтетических материалов чрезвычайно энерго — и водоемкое. Для получения одной тонны капрона необходимо использовать 2500 т воды, для 1 т искусственного каучука — 2100 т, вискозного шелка-1200 т. Производство алюминия, который вместе с бетоном и пластмассами вытесняет сталь и дерево из строительства, требует в 15 раз больше энергии и в десятки раз больше воды, чем получение стали.
Таким образом, растет тенденция к замене экономичных в отношении расходования энергии производств энергоемкими. Не случайно производство электроэнергии в мире опережает рост промышленности, удваиваясь каждые 10 лет. Усиленно растет потребление нефти и газа — основных источников энергии и сырья для химической промышленности.
Побочный эффект новых видов производства и развития энергетики — загрязнение среды отходами, в том числе токсичными, и выделение огромного количества тепла в ландшафтную оболочку.
О географических, экономических и экологических следствиях этих явлений речь будет впереди. Надо отметить, что развитие промышленности требует значительных площадей, часто за счет сельскохозяйственных земель и зеленых насаждений.
Кроме того, с промышленностью и энергетикой связано повышение уровня шума, электромагнитного и радиоактивного излучения.
Технический прогресс в транспорте по своему воздействию на природу аналогичен промышленному прогрессу (и непосредственно с ним связан). Наибольшее значение имеют автомобилизация и развитие авиации.
По Б. Коммонэру (1974), для перевозки 1 т груза автотранспортом нужно в 6 раз больше энергии, чем по железной дороге; соответственно в атмосферу выбрасывается в 6 раз больше загрязняющих веществ.
Выхлопные газы автомашин — причина фотохимического смога — бича крупнейших городов США, Японии и некоторых других стран.
Заметим, что автомобильные дороги съедают значительные пространства суши (в США они соразмерны с площадью небольшого штата).