Технический прогресс в транспорте
Урбанизация — непременный спутник научно-технического прогресса — выступает в качестве важнейшего фактора концентрированного воздействия на природу. После первой мировой войны городское население Земли возросло более чем в 3 раза, особенно быстро оно стало расти в 50-х годах. Сейчас в городах живет около 40% всего населения Земли, а к 2000 г., по-видимому, эта цифра составит не меньше 50%. При этом наблюдается тенденция к концентрации населения в крупнейших городах, обширных агломерациях и мегалополисах, насчитывающих иногда десятки миллионов жителей (То-кно-осакский в Японии, Бостон-Нью-Йорк-Филадельфия-Балтимор-Вашингтон в США). Подобные образования создают наиболее сильный пресс на природную среду.
Для удовлетворения потребностей города с миллионным населением (в США) необходимо ежесуточно 625 тыс. т. воды, 2 тыс. т пищи, 9,5 тыс. т топлива.
С другой стороны, такой город производит каждые сутки 500 тыс. т сточных вод, 2 тыс. т отбросов и мусора, 0,95 тыс. т твердых частиц и газов, загрязняющих атмосферу (Wolman, 1965). Прямое (локальное) воздействие города на природу хорошо известно: на территории города природный комплекс интенсивно трансформируется благодаря выполаживанию рельефа, созданию культурного слоя, искусственных покрытий, изменению условий стока, режима подземных вод, местного климата, уничтожения естественной растительности и т. д. Однако радиус действия города этим не ограничивается, распространяясь далеко за его пределы — на пригородную зону и косвенно на более отдаленные территории.
Сельское хозяйство — один из старейших рычагов человеческого воздействия на природу. Некоторые традиционные экстенсивные формы этого воздействия — нерациональная распашка, выпас скота — продолжают действовать и сейчас, и им сопутствуют такие побочные процессы, как эрозия, дефляция, вторичное засоление.
Однако для экономически развитых стран сейчас типичны иные тенденции, выражающиеся в стабилизации и даже некотором сокращении обрабатываемых площадей за счет интенсификации хозяйства.