Дискретность отдельных ландшафтов
Хотя ландшафты по своей природе — системы открытые, потоки вещества и энергии на выходах из них могут в определенных пределах регулироваться на основе изучения сопряженности ландшафтов, т. с. горизонтальных географических связей. Итак, основным объектом прикладного ландшафтоведения, так же как и теоретического, служит собственно ландшафт, и проблему оптимизации географической среды с точки зрения ландшафтоведа можно определить как разработку научных основ формирования культурных ландшафтов. Термин культурный ландшафт мы встречаем уже в трудах классиков ландшафтоведения — Л. С. Берга, С. С. Неуструева и др. Но несмотря на то, что история этого понятия насчитывает несколько десятилетий, до сих пор оно остается неопределенным.
Среди немногочисленных попыток разобраться в сущности культурного ландшафта надо отметить работы Ю. Г. Саушкина (194.6, 1951). Он определил культурный ландшафт как всякий природный ландшафт, в котором взаимные связи элементов природной среды изменены человеческой деятельностью.
Такая трактовка культурного ландшафта представляется спорной. По Ю. Г. Саушкнну, достаточно любого, даже слабого нарушения естественного ландшафта, чтобы получился ландшафт культурный.
При таком толковании трудно найти грань между этими двумя понятиями и придется признать, что на земной суше сравнительно мало областей, которые бы не подходили под понятие культурных ландшафтов.
Здесь не учитывается ни степень человеческого воздействия, ни его характер (стихийное или целенаправленное).
В самом деле, логично ли считать культурными такие ландшафты, в которых люди совершенно разрушили связи природных комплексов, скажем, эрозионный бедленд или территорию, сплошь изрытую карьерами?