Формирование культурного ландшафта
Рациональная организация давно освоенных и в той или иной степени нарушенных ландшафтов сталкивается с недостатком резервных земель, необходимостью коренной трансформации угодий, преодолением противоречивых запросов. В пригородных зонах крупных городов необходимо предусмотреть резервы для дальнейшего развития города и его спутников, создание защитного зеленого пояса и рекреационных угодий для кратковременного и длительного отдыха населения, обеспечение земельного фонда для пригородного сельского хозяйства, коммуникаций и т. д. Как отмечает Е. Н. Перцик (1973), старая планировочная система обладает большой инерцией, ее перестройка требует больших усилий и капиталовложений.
Поэтому проекты организации таких территорий нет смысла разрабатывать на короткие сроки, и нужно смотреть на 50-100 лет вперед. Это обстоятельство, опять же, настоятельно диктует необходимость физико-географического прогноза изменений, которые за этот период могут произойти в ландшафтах как в силу естественных причин, так и в результате человеческого воздействия.
Организация ландшафта в изложенном здесь понимании непосредственно соприкасается с районной планировкой.
Надо сказать, что единого и точного определения районной планировки нет, но кратко цель ее можно определить как размещение объектов народного хозяйства (промышленных предприятий, коммуникаций и др.) и мест расселения в пределах административных областей, республик, отдельных промышленных узлов, пригородных зон крупных городов и т. д. (Богорад, 1965; Перцик, 1973). Таким образом, объекты районной планировки — административно-экономические районы того или иного ранга или производственные территориальные комплексы.
Хотя в руководствах по районной планировке предусматриваются мероприятия но охране и обогащению природы, практически до сих пор им не уделялось должного внимания.