Деревья и кустарники для живой изгороди

Ограждение территории дома в пригороде или в садовом товариществе — задача непростая, если учитывать, что забор должен стать неотъемлемой частью общего ландшафта и при этом обеспечить полную безопасность домочадцам. И все эти функции посильны живой изгороди, плотная листва которой сокроет двор от посторонних взглядов, а сплетение веток и шипы воспрепятствуют проникновению злоумышленников лучше, чем колючая проволока.

История живой изгороди
Искусство видоизменять крону растений, придавая ей правильную геометрическую форму и даже создавать живые скульптуры на ее основе, впервые появилось более 2000 лет назад в Древней Персии. Персидские садовники занесли его в Египет, где их искусство пришлось по нраву местной знати. В Европу декоративная стрижка кустарников и деревьев попала вместе с древнеримскими легионами — в ходе захватнических войн римских императоров в «вечный город» стекались тысячи рабов с Востока. Римские патриции высоко оценили приемы садоводства Персии, на территории их вилл садовники создавали композиции из кустов самшита, лавров, дубов и калины, остриженных в виде фигур животных, птиц, храмов и кораблей, женских и мужских фигур. Самшитовые изгороди правильной геометрической формы разделяли сады в поместьях на зоны, образовывали лабиринты и ограждали садовые дорожки. В римской империи даже появились цеховые союзы садовников, специализирующихся исключительно на создании композиции и фигур из древесных крон.

Мода на сады с кустами и деревьями, чьи кроны остригались, распространилась и на территории европейских провинций Римской империи. Однако это искусство оформления садов исчезло вместе с падением Древнего Рима, оставив после себя только его название — топиарий.

Спустя 12 веков в Европе началась эпоха Ренессанса, возродившая топиарное искусство в новом облике, поскольку прежние его аспекты были утрачены. Примером для подражания в оформлении садов для европейских монархов и аристократов стал ландшафт сада загородного дворца Версаль, созданного по заказу французского короля Людовика XIV архитектором ле Нортом в начале 17 века.

Спустя столетие стрижка деревьев и кустов стала не модной, под влиянием философов и поэтов она была признана несоответствующей природе — ее место заняли естественные сады.

Однако топиарное искусство не исчезло — не прошло и века, как американские поселенцы из Европы возродили его вновь. Появилось одно упрощение, позволившее снизить зависимость владельцев садов от дорогостоящих услуг садовников-скульпторов — проволочные каркасы, образующие форму той или иной скульптуры. Такой каркас надевался на крону дерева, закреплялся на земле и все ветки, выступающие за пределы каркасного периметра, остригались. Благодаря этому упрощению мода на живые скульптуры из кустов и деревьев, создать которые теперь легко мог любой садовод при наличии времени и садовых ножниц, распространилась как в Северной Америке, так и по всему миру.

Первым, оформленным в стиле топиара, садом в России стал петербуржский Летний сад — его ландшафт был выдержан в строгих геометрических линиях с широким использованием остриженных живых изгородей.

Комментарии запрещены.

Культурный ландшафт
Озеленение и благоустройство