Кооперирование и надлежащая районная

Кооперирование и надлежащая районная планировка позволяют нам избежать таких еще довольно многочисленных случаев, когда каждый завод строит для себя отдельные ремонтно-механические цехи, отдельные клубы, культурно-бытовые помещения, вместо того чтобы разумно пользоваться этими зданиями сообща с соседними предприятиями. Наконец, перед советским архитектором во весь рост стоит вопрос об архитектурном облике советского промышленного здания. В нашей практике истекших лет этот вопрос нередко решался по линии наименьшего сопротивления. Преодолев упрощенчество конструктивизма, многие архитекторы заменили его другими формами упрощенческого подхода к делу: в архитектуру промышленных зданий механически переносились приемы и формы, заимствованные из композиции жилых и общественных зданий. При этом архитектурный облик промышленного здания уснащался совершенно случайными и в итоге антихудожественными украшениями. Так появились заводские корпуса, «оформленные» разнообразными мнимо-классическими деталями — пилястрами и колоннами, фронтонами и сандриками. Показательные примеры подобного «творчества», говорящие лишь о невысоком вкусе их авторов, имеются и на выставке, развернутой к настоящему совещанию. Достаточно упомянуть типовой проект ТЭЦ, разработанный Теплоэнергопроектом, с обильным применением мотивов и форм древнегреческого зодчества — фронтонов, колонн.

Ошибочные приемы того же порядка фигурируют в некоторых проектах Гипромеза: легкие асбоцементные стены промышленного здания уснащены сложной орнаментацией и увенчаны тяжелым кирпичным карнизом с большим — выносом. Все эти и им подобные приемы являются не только типичными излишествами, но не выдерживают никакой критики с точки зрения идейно-художественных задач советской промышленной архитектуры. То, что может быть уместно в фасаде городского жилого дома, клуба или дворца культуры, оказывается совершенно чужеродным в облике заводского цеха, если эти формы не связаны органически с общей композицией, с общим объемно-пространственным характером здания и прежде всего с его содержанием.

Комментарии запрещены.

Культурный ландшафт
Озеленение и благоустройство