Проектирование и строительство школьных зданий

Завышенной являлась толщина стен. Фасады решались в русском ампире, в результате чего школы напоминали старые помещичьи особняки. Все это свидетельствовало о том, что авторы проектов, задавшись целью создать здания школ нового типа, удобные для проведения учебного процесса и трудового воспитания детей, вместе с тем допустили большие по тому времени излишества и не нашли еще новых архитектурных форм в их решении. Начатая работа по развитию сети школьного образования в Белоруссии была прервана в 1919 г. в связи с белопольской оккупацией. Остались не осуществленными в строительстве и первые типовые проекты школ. С переходом к мирному труду начиная с 1921 г. в республике была вновь начата разработка типовых проектов зданий начальных школ.

Если проекты 1919 г. характеризовались большим количеством учебно-вспомогательных помещений, то авторы проектов 1921 г. пошли по пути сведения этих помещений к минимуму, оставив лишь вестибюль и коридор — рекреацию. В то же время была сильно развита жилая часть, под которую отводилось до 40% площади всего здания. В архитектуре школ этого периода повторялись ошибки первых проектов, основанные на использовании монументальных форм русского ампира. Применение таких форм, например, в проекте небольшой трехклассной начальной школы являлось неоправданным ни из архитектурных, ни из экономических соображений.

Проекты 1921 г. также не нашли применения в строительстве. В 1924 г. в республике были разработаны типовые проекты школьных зданий с применением конструктивных элементов из дерева, планировочные решения которых приспосабливались к существующим условиям и возможностям. При этом сознательно допускались существенные нарушения в планировке учебных помещений исходя из экономических возможностей и временного характера типовых проектов, применявшихся до 1928 г. В основу проектирования было положено одно из основных требований — минимальное количество типов зданий. В результате были утверждены два проекта: одноэтажного здания двухкомплектной начальной сельской школы и двухэтажного — семилетней школы-интерната с общежитием для учителей.

Комментарии запрещены.

Культурный ландшафт
Озеленение и благоустройство