Воспитательные аспекты
Охрана природы в широком смысле слова есть дело не только государственных деятелей, ученых или специального аппарата, но всего общества. Поэтому одна из самых важных задач состоит в том, чтобы воспитать во всех слоях общества правильное, бережное отношение к природе, путем использования всех средств массовой информации и пропаганды (печать, кино, радио, телевидение) и введения обязательного преподавания основ охраны природы в средней и высшей школе. Большой практический эффект мог бы быть получен уже без каких-либо активных действий, если бы каждый член общества только воздержался от нарушения элементарных норм поведения в природе.
Существуют и активные массовые формы деятельность добровольных обществ и кружков, участие в эпизодических мероприятиях по посадке леса, защите птиц и т. п. Далее мы обратимся к собственно научно-техническим проблемам оптимизации взаимоотношения человека и природы. Медико-биологические, социально-психологические, демографические аспекты.
Всякий живой организм должен находиться в соответствии (единстве, гармонии) со средой обитания.
Этот закон распространяется и на человеческий организм. Однако, изменяя свою среду, человек нарушает это соответствие и, следовательно, вынужден приспосабливаться к новой среде, устанавливать новое равновесие, т. е. непрерывно адаптироваться к изменяющейся среде.
В этом состоит основное противоречие во взаимоотношениях между человеком как биологическим видом и средой.
В сущности аналогичное противоречие присуще взаимоотношениям всего живого с внешними условиями. Однако есть и принципиальные различия.
Растения и животные изменяют среду очень медленно и по успевают попутно приспосабливаться к ней, либо мнгрн-Л10Т или погибают.
Техногенные же изменения среды происходят настолько быстро, что они опережают биологическую эволюция человека, и последнему остается только сознательно защищаться с помощью искусственной среды — жилищ, противогазов, медикаментов и т. д.