Первые концепции
Общий уровень развития производительных сил того времени, когда человек находился в очевидной зависимости от стихийных сил природы, между тем как его ответное воздействие на природу еще не было сколько-нибудь ощутимым, объясняет определенный акцент на одну сторону этого взаимодействия. Так возникло учение о решающем воздействии природных условий на физические и психические особенности разных народов, а через эти особенности — на культуру и общественное устройство.
Это учение следует считать не географическим, а скорее социологическим и даже политическим. Его разрабатывали врач Гиппократ (V в. до п. э.), историки Фукидид (V в. до н. э.) и Ксепофонт (IV в. до н. э.), философы Платон (IV в. до н. э.) и Аристотель (IV в. до н. э.). Этими вопросами интересовались также Геродот (V в. до н. э.), Полибий (II в. до и. э.) и Страбоп (I в. н. э.), которые были в первую очередь историками и лишь во вторую — географами (Исаченко, 1971а).
Уже в рабовладельческую эпоху идея о зависимости человека от природной среды, т. е. так называемый географический детерминизм, была использована господствующим классом в политических целях.
Фукидид и Ксенофонт видели в природных условиях и географическом положении Афин причину их могущества, а Платон и Аристотель шли еще дальше, вплоть до обоснования особых прав греков господствовать над другими народами. Заметим, что труды античных географов, как правило, лишены подобных крайностей: в них мы чаще находим лишь попытки объяснить природными условиями конкретные явления из жизни народов, особенности их хозяйства и т. п. Одновременно и вне какой-либо связи с теоретическими концепциями античных ученых в древней Греции создавались географические описания, которые были рассчитаны на удовлетворение определенного социального заказа — прежде всего потребностей мореплавания и торговли.
Эта линия ведет свое начало с древнейших периплов (описаний берегов) и периэгезов (описаний суши), на основе которых Гекатей еще на рубеже VI-V вв. до н. э. составил описание всех известных тогда грекам стран, через Геродота и более поздних ученых страноведов — к Страбону.