Сжигание топлива и промышленное производство
По-видимому, ближе к истине величины 14-15 млрд т (Давитая, 1971; Глухов, 1971). На долю остальных газов приходится не менее 500 млн т, в том числе на сернистый газ 100-300 млн т (по разным источникам), окись углерода — примерно 200-300 млн т, окислы азота около 50 млн т, различные углеводороды — около 50 млн т. В США в 1968 г. в атмосферу выбрасывалось 214 млн т вредных аэрозолей и газов (Environmental quality, 1970), в том числе окиси углерода-100 млн т, сернистого газа -33 млн т, углеводородов — 32 млн т, окислов азота -20 млн т. В этой стране основным поставщиком вредных выбросов служит автотранспорт. Один легковой автомобиль выделяет за сутки 0,5- 1,0 кг выхлопных газов, в состав которых входят СО (3%), углеводороды (0,5%), окислы азота (0,06%), альдегиды (0,004%), частью канцерогенные, S02 (0,006%), токсичные алкилы свинца и др. В составе атмосферных загрязнителей содержатся также твердые продукты сгорания топлива и разнообразная пыль, поставляемая цементной, угольной, металлургической, абразивной, гипсовой промышленностью, а также пыльными бурями.
Главный компонент пыли — Si02, кроме того, в ней могут содержаться свинец, цинк, мышьяк и другие элементы.
С 1850 по 1958 г. только за счет сжигания угля в атмосферу было выброшено 3 млрд т золы в виде аэрозоля, 1,35 млрд т кремния, 1,3 млн т мышьяка, более 1 млн т никеля, 0,9 млн т кобальта, 0 6 млн т цинка, 0,6 млн т сурьмы (Заугольннков и Качанов, 1970). В США в 1968 г. в атмосферу поступило 28 млн т пыли, а во всем мире, по-видимому, не менее 100 млн т (и столько же сажи).
В крупных промышленных центрах выбросы сажи и твердых продуктов горения достигают сотен тонн на 1 км2 в год. Так, по разным источникам, для Лондона эта величина составляет 365 т/км2, Питсбурга — 391, Токио — 408, Ливерпуля — 700 т/км2. В промышленных городах запыленность атмосферы в 150 раз выше, чем над океаном.