Современные самолеты
Современный корабль не зависит от ветра, но сложная навигационная техника, применяемая в паше время, требует знания и учета распространения радиоволн в ионосфере, отражения лучен радиолокатора в облаках и многих других явлений, о существовании которых недавно еще и не подозревали. Еще 40 лет назад для обеспечения полетов самолетов требовались очень простые данные о состоянии метеоэлементов в нижнем 300-500-метровом слое атмосферы.
Современные самолеты несравненно совершеннее, но для их обслуживания необходимы гораздо более срочные, полные и подробные сведения об атмосферных процессах и притом для значительно более обширных пространств и более высоких слоев воздушной оболочки. Отсюда, между прочим, неизбежно следует заключение о возрастающем значении физико-географических исследований.
В экономико-географической литературе можно встретить высказывания в том духе, что в географии центр тяжести должен переместиться с физической географии на экономическую, ибо первой уже нечего делать (все земли открыты!). Эта точка зрения несостоятельна во многих отношениях.
В любой науке невозможно все окончательно открыть.
С завершением одного уровня познания наука переходит к следующему, более высокому. Притом жизнь постоянно выдвигает перед физической географией новые задачи.
Именно сейчас социальный заказ к физической географии существенно меняется: се роль не должна ограничиваться информативным обслуживанием народного хозяйства, перед ней выдвигаются конструктивные задачи.
Физическая география традиционно имела дело с выявлением территориальных различий в природных условиях, и эта функция за ней остается. Между отдельными странами, областями и даже местностями, — писал Ф. Энгельс, — всегда будет существовать известное неравенство в жизненных условиях, которые можно будет свести до минимума, но никогда не удастся устранить полностью.